Добро пожаловать на сайт, Гость! Регистрация RSS

Понедельник, 20.05.2024
Главная » 2013 » Октябрь » 16 » Облачные решения
10:06
Облачные решения

Миф о дешевизне облачных решений

Автор: Игорь Емельянов

Как облачные провайдеры в своих маркетинговых речах и материалах аргументируют необходимость выбирать именно их? Ключевыми аргументами обычно являются скорость развёртывания и, что наиболее важно для целевой аудитории облачных сервисов, невысокая стоимость внедрения. И если с первым аргументом поспорить трудно, то бюджетные вопросы в облачной сфере всё ещё остаются не вполне прояснёнными.

cloud computing



Скоростью распространения облачные сервисы обязаны модели дистрибуции, сложившейся эволюционным путём, как нечто само собой разумеющееся. Зачем ехать на другой конец страны и подписывать контракт на пять лет с крупной компанией, если клиент может, поставив галочку «Согласен с условиями оказания услуг», оплатить подписку на месяц и попробовать продукт уже сегодня? Хотя клиенту даже не обязательно платить: можно ведь и пробную версию организовать. Таким образом, решение о переходе в облака не вызывает вообще никакого сопротивления. Не хотите заключать долгосрочный контракт — попробуйте в течение месяца, не хотите платить — попробуйте бесплатно. Главное — не нужно закупать железо, оговаривать сроки поставки, проводить десятки совещаний и подписывать всевозможные согласования. Облака, по сути, молниеносно устраняют проблемы, долго стоявшие на пути между традиционными вендорами и компаниями-клиентами. Провайдеры легких облачных инструментов не только уравняли малый бизнес и корпорации за счёт предоставления одних и тех же инструментов для тех и других за разумные деньги. Они подорвали саму модель поставки софта в корпоративном мире. Но эта классическая прорывная инновация (disruptive innovation) вовсе не стала золотым билетом для тех, кто продаёт облачные продукты. Хотя бы потому, что у крупного бизнеса находятся причины отказываться от них — и, как ни странно, дело не всегда в деньгах.

Да, кстати, о деньгах. Крупные традиционные вендоры сейчас оказались в такой ситуации, когда они не могут конкурировать с облачными провайдерами по цене. У крупных клиентов рано или поздно наступает такой момент, когда надо менять существующее решение в связи с тем, что бизнес растёт и потребности увеличиваются. Тут и наступает критический момент для традиционных вендоров: над их клиентами начинают сгущаться тучи и нависать облака. Новые провайдеры предлагают едва ли не избавиться от старой инфраструктуры, развернуть новую за один день, обеспечить цену владения ниже, чем у обычного вендора, — и всё это за деньги куда меньшие, чем требует поставщик инсталлируемого софта. Надо ли говорить о том, что многие, очень многие компании соблазняются и идут навстречу облачным провайдерам? Да что там многие — идут практически все. Кроме самых крупных и рассудительных.

Последние — это те, кто уже прожил долгую по мерками бизнеса жизнь и знает, что стоимость владения продуктом со временем может не только не снизиться, но и значительно вырасти. Следовательно, принимая решения, они учитывают параметры, до которых малому бизнесу нет дела.

cloud3



То, что стоимость владения облачным продуктом может не только сравняться со стоимостью продукта предустановленного, но и превзойти её, доказал аналитик компании Cowen & Co Питер Голдмахер (Peter Goldmacher). Он опубликовал исследование, где сравнил стоимость решений Oracle и Microsoft с облачными продуктами, такими как Workday и Salesforce, а также базы данных от Oracle с Hadoop и NoSQL. Полученные выводы послужили чрезвычайно интересным поводом для того, чтобы в очередной раз погрузиться в вопросы оценки облачных продуктов.

Один из основных выводов, который неизбежно вытекает из исследования господина Голдмахера, заключается в том, что облачные продукты действительно могут быть дороже традиционного софта, хотя в начале сотрудничества с вендором трудно это спрогнозировать. Так, выяснилось, что после трёх лет использования стоимость владения Salesforce практически сравнивается с CRM от Oracle. Workday по сравнению с Oracle HCM только в первый год использования экономит 76%, а после трёх лет экономия падает до 47% и продолжает уменьшаться куда более быстрыми темпами, поскольку стоимость внедрения продукта Oracle к этому моменту, как правило, окупается.
Другие выводы, которые напрашиваются при изучении материалов исследования, могут показаться не менее любопытными. В частности, модель SaaS обладает большей вариативностью в вопросе экономии средств, поскольку исключает этап закупки оборудования и его инсталляции. Однако, как видно из итоговой таблицы, если клиенту требуется SaaS, кастомизированная под его нужды, то облачное решение может оказаться дороже предустановленного. Некоторые инсталлируемые решения по-умолчанию оказываются доступнее своих облачных аналогов: Microsoft Sharepoint дешевле в использовании, чем облачный продукт Box. В инструментах работы с базами данных другая ситуация: Hadoop и NoSQL обеспечивают экономию от 70% до 80% и способны поддерживать этот уровень в течение нескольких лет, поэтому для продуктов типа Oracle Terradata и Exadata могут наступить нелёгкие времена.

Однако крупные вендоры могут не беспокоиться хотя бы потому, что у них есть определённая клиентская база, состоящая из больших компаний. Эти компании понимают, что, несмотря на немалые затраты на старте, стоимость владения сравняется через несколько лет. И за этот срок компания получает надёжное решение от именитого вендора, которое не подвержено таким рискам, как облачный продукт. Поэтому для большого бизнеса облака всё ещё не совсем подходят. И облачным провайдерам остается лишь перетягивать на себя одеяло малого бизнеса, где клиентов значительно больше, но средний чек с одной сделки мизерный в сравнении с большими контрактами, которые могут обеспечить корпоративные заказчики. А то, что стоимость владения облачным продуктом выравнивается со стоимостью традиционного, оказывается даже на руку облачным провайдерам, поскольку большая часть малого бизнеса не доживает до отметки в три года. Дальше бизнес либо влачит полудоходное и полуживое существование, либо становится средним — и тогда встаёт вопрос о переходе на решения от традиционных вендоров. Так что рынок остаётся раздробленным и неоднородным. Традиционным вендорам — корпоративные клиенты, облачным провайдерам — малый бизнес.
В защиту облачных провайдеров, для которых я нарисовал не вполне радужный прогноз, скажу, что цена зачастую оказывается далеко не решающим фактором при выборе между облачным и предустановленным решением. Директор облачного направления IBM Джастин Гатлин (Justin Gatlin), выступая на конференции InterConnect 2013, заявил, что сокращение издержек не всегда является главным приоритетом для клиентов компании. Приведя в пример вьетнамский TienPhong Bank, который установил SmartCloud для офлайн- и онлайн-банкинга, Джастин объяснил, что клиентам IBM куда важнее инновации, скорость внедрения и установление отношений с клиентами. Облачные продукты подходят для этого куда лучше традиционных решений, поскольку те требуют сложного внедрения и не развиваются так быстро. Для работы с предустановленными решениями нужно обучать персонал, а облачные изначально берут курс на консьюмеризированные технологии.

В итоге получается, что традиционный и облачный софт взаимодействует как слаженная экосистема. Или по крайне мере станет взаимодействовать, если рынок продолжит развиваться в существующем векторе. Малый и средний бизнес будет с большей охотой адаптироваться к облачным технологиям до того момента, пока не поймет, что стоимость облачных и традиционных продуктов сравнялась. Затем решение будет приниматься в зависимости от бюджетов и прогнозируемого роста. Не исключено, что уже в пользу предустановленного софта. А крупные клиенты с большей вероятностью выберут традиционные решения, если только облачные провайдеры не убедят их в абсолютной защищённости своих продуктов.
Категория: ИТ | Просмотров: 382 | Добавил: Mirra_Sun | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: